Обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход». Империя бьёт назад

На «Мандалорца» с самого начала возлагались большие надежды. Всё-таки это первый «живой» сериал по «Звёздным войнам» — что-то, о чём наверняка мечтали, но чего даже не смели представить несколько поколений фанатов саги. Надежду внушало то, что за проект взялись профи высшей категории — с Джона Фавро и его «Железного человека» когда-то началась киновселенная Marvel, а Дэйв Филони действительно любит и знает ЗВ, как бы кто ни относился к его «Войнам клонов» и «Повстанцам». Итоговый результат оправдал ожидания. Харизматичный главный герой, выверенная стилистика космического вестерна, меметичный малыш Йода в конце концов — всё это позволяет…

Что? Почему мы вообще говорим про «Мандалорца»? Эммм… Ну… Просто его обсуждать куда приятнее, чем то, что нам предлагают под вывеской финального эпизода «Звёздных войн». Но деваться некуда — работа есть работа. Давайте уже про «Восход Скайуокера» или как его там.

Чтобы хотя бы приблизительно, в самой скромной степени описать всё величие фильма, придётся его капельку заспойлерить. Но не волнуйтесь — всё описанное либо вываливается прямо во вступительной стене текста, либо проговаривается в первые минут десять.

Итак, за злодеяниями Первого Ордена и всеми бедами Новой Республики стоял никто иной, как император Палпатин. Именно он создал Сноука и использовал его как прокси для воспитания Кайло Рена. Но как же он пережил падение в шахту и взрыв Звезды смерти? «Алхимия ситхов», — со знанием дела говорит какой-то повстанец, хотя, вроде как, ещё вчера сказкой считались даже джедаи. Но ладно, опустим. Суть в том, что мерзкий старикашка расположился на планете, которая издревле служила ситхам тайным укрытием. А ещё там очень кстати с давних времён припаркована мощнейшая имперская флотилия, способная переломить ход войны. Но чтобы отыскать запретную планету, Рей и её друзьям надо сперва добыть особый артефакт, что укажет расположение другого артефакта, на котором уже записаны секретные координаты. Но это ещё не самая трудная задача — куда тяжелее приходится создателям трилогии, которые пытаются убедить зрителя в том, что с самого начала так всё и задумывалось.

Обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход». Империя бьёт назад

Видимо, «Звёздные войны» без пустынной планеты Абрамс считает невозможными

Есть такое понятие — «suspension of disbelief», что можно коряво перевести на русский как «приостановка неверия». Это сознательное или подсознательное принятие зрителем (читателем, игроком) предложенных правил игры. Ага, здесь у нас гигант в нервущихся штанах дерётся с богом скандинавского пантеона — наверное, на законы физики можно забить. А вот тут эльфы с волшебниками бегают — значит, всякую чудь считаем нормой, пока таковой её считают герои. Но бывают отдельные эпизоды или сюжетные ходы, которые просто выбивают зрителя из погружения. Во «Властелине колец» грань доверия пересекают орлы, в «Бэтмене против Супермена» — «Марта!». А «Скайуокер. Восход» из подобных моментов состоит чуть ли не наполовину. И это при том, что «Звёздные войны» с самого первого фильма безжалостно эксплуатировали этот самый «suspension of disbelief». Можно принять космических волшебников с лазерными саблями, можно принять взрывы в вакууме и кровное родство между парнишкой с фермы и самым страшным злодеем в галактике. Но принять на веру всё то, что предлагает девятый эпизод, очень и очень трудно. И не потому, что происходящее на экране тупо (хотя это чертовски тупо), а потому, что всё явно искусственно и вымученно. На ваших глазах сову натягивают на глобус с такой силой, что кажется, в зале вот-вот раздастся жалобное уханье.

Обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход». Империя бьёт назад

Фильм вводит нескольких новых персонажей, но ничего толком с ними не делает

К Райану Джонсону справедливо предъявляют много претензий. Он действительно забил на магистральный сюжет, а также чересчур увлёкся твистами ради твистов и переворачиванием канонов вверх тормашками. Но при этом он хоть как-то развил характеры Рей, По и Финна, пускай для этого ему и пришлось раскидать их по разным концам галактики. А ещё привнёс в «Звёздные войны» несколько довольно свежих и актуальных тем — относительность добра и зла, вред культа личности, бессмысленность и преступность войны. Да, не докрутил, но хотя бы заявил, попутно изменив статус кво.

Абрамс и его команда выкинули наработки Джонсона в корзину, будто бы в отместку за то, что Джонсон сделал то же самое с наработками Абрамса. Всё вернулось на круги своя, а дерзкий постмодернизм заменили уже знакомым по «Пробуждению силы» поклонением оригинальной трилогии. Всё пришивается к ней, вне зависимости от того, органично это смотрится или нет. Снова повсеместные цитаты, сцены-параллели и тухлые клише.

«Последних джедаев» ругали за то, что одна из сюжетных линий была выстроена по принципу «поди туда, принеси это». Так вот, в «Скайуокере» этот принцип возведён в абсолют. Весь сценарий — это перемещения из точки в точку с целью кого-то найти и что-то добыть. Только списка квестов в уголке не хватает. При этом вся центральная линия взялась будто бы из ниоткуда. Представьте, что в начале «Возвращения короля» выяснилось бы, что Фродо надо идти уже не в Мордор, а в страну, о которой раньше никто и словом не обмолвился. А кольцо… можно хоть в канаву выкинуть. Ладно, сравнение не вполне корректное, ведь Толкиен-то с самого начала знал, куда и зачем ведёт своих героев. В LucasFilm же всё явно решалось на ходу.

Обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход». Империя бьёт назад

Схватка под волнами действительно вышла эффектной. Но и она разбавлена феерически тупыми моментами

И уже, по большому счёту, не важно, насколько фильм красивый и зрелищный. Понятно, что мастера по спецэффектам, художники, гримёры, операторы и прочие специалисты на проектах такого масштаба выкладываются по максимуму — это профессиональные стандарты. Да и Абрамс постановщик исключительно талантливый — всё-таки протеже Спилберга, а это накладывает отпечаток. Но очередной эффектный пролёт «Тысячелетнего сокола» не может вызвать восторг, когда зрителя только что выдернули из погружения каким-то идиотским моментом, будь это сюжетная дыра, неуместная отсылка или неловкая попытка реткона.

Актёрская игра тоже не спасает, ведь персонажей снова свели к функциям и архетипам. Рей в третий раз подряд проходит одну и ту же арку: не может найти себя, узнаёт шокирующую правду, поломавшись, принимает её и всех побеждает. Нет, она не Мэри Сью — она тот самый «тысячеликий герой», из которого просто забыли слепить живого человека. А ведь у Джонсона почти получилось…

Из По Дэмерона за два фильма не вышло сделать достойную замену Хану Соло приличными методами, поэтому прибегли к жульничеству — он, оказывается, бывший контрабандист и герой-любовник. Теперь всем видно, всем понятно? Ну а Финн… Он снова просто есть. Абрамс будто не был уверен, влюблять его в Рей или всё-таки нет, поэтому оставил это на суд зрителей — что хотите, то и додумывайте.

Сильнее всех по-прежнему старается Адам Драйвер, но сценарий ему ни капли не помогает. Да, многие поступки Кайло Рена можно объяснить тем, что он психологически травмирован и нестабилен, но иногда даже это оправдание не работает — персонажа просто штормит.

Обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход». Империя бьёт назад

В конечном счёте «Скайуокер. Восход» производит практически то же впечатление, что и финал «Игры престолов» — эпично, грандиозно, но феерически тупо и безвкусно. Половину сюжетных линий обрубили за ненадобностью, оставшиеся связали в какой-то кривой узел.

Какое место в истории займёт трилогия сиквелов, покажет лишь время. Когда-то и приквелы поносили все, кому не лень, а теперь для целого поколения это классика. Но прямо сейчас кажется, что Disney создала совершенно необязательный придаток к оригинальной саге, в котором эксплуатируются старые идеи, но не доведена до ума ни одна из новых.

Так что смотрите лучше «Мандалорца».
Источник